Выставка “Американские художники из Российской империи”

С 15 июня по 13 сентября, в Государственной Третьяковской галерее  проходит выставка "Американские художники из Российской империи", которая посвящена вкладу россиян в искусство США и является масштабным международным проектом с редким составом экспонатов. Представлен широкий спектр художников нескольких поколений, в первой половине ХХ века оказавшихся в Америке. Большинство произведений 40 авторов впервые демонстрируются в России.

Наследие русской художественной диаспоры все активнее интегрируется в российский арт-контекст. Однако чаще внимание обращено к иммигрантам в Европу, хотя выходцы из России оказались разбросаны по всему свету. Порой в дальних странах их чтят как основоположников разнообразных отраслей культуры и социальных институций. Нечто подобное произошло в США с такими мастерами, как Макс Вебер, Арчил Горки, Марк Ротко или Луиза Невельсон, в честь которой еще при жизни назвали площадь на Манхэттене.

Выставка напомнит о роли эмигрантов из России в формировании американского авангарда и абстрактного экспрессионизма, во второй половине ХХ века превративших Нью-Йорк в одну из мировых художественных столиц. Правда, в этот период большинство представителей русско-еврейской диаспоры ощущали себя полноценными американцами, не говорили и не мыслили по-русски, а потому их творчество – плоть от плоти художественного процесса, развивавшегося в США, и уже мало связано с культурой "исторической родины".

Художники покидали пределы Российской империи в силу многих причин: одни отправлялись учиться в Европу, другие бежали за океан от еврейских погромов (многие попадали в эмиграцию еще детьми), третьи спасались от голода, разрухи и репрессий, принесенных Октябрьским переворотом. Вторая волна иммигрантов была прибита к западным берегам Атлантики гонениями фашизма на евреев в канун и во время II Мировой войны. В итоге русская художественная колония изначально была обречена на отсутствие единства и рассредоточена на огромном пространстве США, являя собой пестрый конгломерат стилей и судеб.

Выставка покажет как срез "русской художественной Америки", так и наиболее яркие ее персоналии. Временной диапазон проекта простирается от 1913 (кубофутуристический холст Макса Вебера "Интерьер четвертого измерения") до 1978, когда Александром Либерманом создан объект из ярко-красной стали "Макет для возвышения".

16 июня13 сентября

Крымский Вал, 10, залы N60-61

 

 

www.gif.ru