Работы Андре Ланского: взгляд в историю “лирической абстракции”

В экспозиции выставочного зала Аукционного дома «Империя» представлены для открытой продажи уникальные работы одного из самых известных художников русского зарубежья Андре Ланского.

«Я пишу беспредметное с натуры, или – вернее – с жизни и всегда в согласовании с жизнью».

Андре Ланской (Andre Lanskoy) (1902–1976) – известный художник, график, представитель так называемой «Второй Парижской школы». Родился в московской аристократической семье графов Ланских. В 1908 г. поступил в Пажеский Его Императорского Величества корпус в Санк-Петербурге. После революции 1917 г. Андрей Ланской переезжает в Киев, где в мастерской декоративного искусства Александры Экстер создает свои первые акварели и гуаши, которые, к сожалению, не сохранились. Добровольцем вступает в Белую армию и в 1920 г. покидает Россию.

В 1921 г. через Константинополь приехал в Париж, где поселился в одном из центров русской эмиграции, квартале Монпарнас. В Париже Ланской знакомится с новейшими течениями французской живописи, посещает Академию де ла Гранд Шомьер и занимается в мастерской одного из блестящих представителей символистской “Голубой розы” и “Мира искусства” Сергея Судейкина. Первым выставочным опытом Ланского стало участие в экспозиции совместно с группой русских художников «Удар» в 1923 г. в парижской галерее «Ликорн», в которой приняли участие Соня Делоне, Хаим Сутин, Осип Цадкин и др. В 1924 г. на Осеннем салоне Ланского поддержал известный критик, ценитель нового искусства, один из первых коллекционеров Пикассо, Дюфи, Дерена, Вламинка и Брака – Вильгельм Удэ, отметивший работу художника “Свадьба”. В галерее H.Bing проходит персональная выставка Ланского, а также совместные экспозиции, в том числе с Иваном Пуни, Марком Шагалом и Константином Терешковичем.

В 1920-е гг. Ланской работает в технике примитивизма. В конце 1930-х – начале 1940-х гг. в его творчестве происходит переход от примитивистского фовизма к новой форме искусства, полуфигуративности на грани абстракции. Ланской пытается освободиться от объекта, следуя по стопам Василия Кандинского и Пауля Клее. Фигуративные элементы постепенно разлагаются на геометрические формы, появляются абстрактные элементы, обозначенные цветовыми пятнами. Ланской является одним из основателей возникшего около 1945 г. направления, которое критики называли «лирической абстракцией», «абстрактным экспрессионизмом» или «action painting». Ланской считал, что все формы и цвета уже существуют в мире, а художники могут лишь найти новые отношения между ними. Художник не любил смешивать краски – работал лишь чистыми цветами, поэтому его стиль так узнаваем. В 1942 г. проходит персональная выставка Ланского, на которой были представлены только абстрактные работы художника. А, на устроенной галерей «Луи Каре» в марте 1948 г. персональной выставке художник выступает уже как сложившийся мастер «лирических абстракций», которые принесли ему не только европейскую, но и мировую известность. В 1950-1960-е гг. мастер работает в декоративно-прикладных техниках – создает ковры, иллюстрирует книги, усовершенствует технику коллажа. Его имя стали включать во все энциклопедии современного искусства, произведения показывались не только во Франции, но и вне ее, например, на самой престижной международной экспозиции современных художников «Документа» (1959), а также в Америке. Работы Ланского хранятся и экспонируются в лучших мировых собраниях искусства ХХ века, хотя в российских музеях работ художника крайне мало. В 2006 г. в Москве и Санкт-Петербурге к 30-летию со дня смерти художника впервые прошли крупные ретроспективные выставки его работ.