Обзор весенних торгов на российском антикварно-букинистическом рынке.

Несмотря на определенное затишье на антикварном рынке, связанное с общей финансовой нестабильностью в экономике России, да и всего мира, продажи на букинистическом рынке Москвы продолжаются, и с начала года уже прошло несколько заслуживающих внимания аукционов. В данной статье читатель познакомится с кратким обзором результатов продаж антикварных и букинистических изданий весной 2009 года.


Цель анализа – обрисовать общую картину, сложившуюся в этом сегменте российского антикварного рынка в непростой период первого полугодия 2009 года.
Обзор не отражает полной картины происходящего на рынке в интересующей нас сфере, т.к. не учитывает продажи части антикварных салонов, магазинов, интернет-порталов и частных дилеров, но на то есть вполне обоснованные причины. Главная из них – это высокая степень закрытости доступа к результатам перечисленных торговых ресурсов, что, безусловно, также является показательным для состояния и степени зрелости современного отечественного рынка.

Впрочем, узнать информацию можно из частных библиофильских бесед. В ходе такого общения Татьяна Георгиевна Кудянова рассказала нам об интересных продажах в возглавляемом ею антикварно-букинистическом отделе книжного магазина «Москва». Здесь автограф Александра Александровича Блока на титульном листе сочинения «Театр» (М., 1916) был продан за 114 000 рублей. Подтверждает сохранившийся интерес к автографам и тот факт, что на прошедших в рассматриваемый период торгах на аукционах Sotheby’s и Christie’s, из всей совокупности русских книг выставляемых с автографами авторов, а также отдельных рукописей, нашли своих покупателей фактически все. Исключение составил лишь лот № 104 на аукционе 10 июня. Это была книга А. Барбюса «Сталин» (М., 1936) из личной библиотеки вождя коммунизма с его собственноручными маргиналиями. Видимо не совсем ясное появление этого лота на западном аукционе, а не в российском государственном хранилище заставило коллекционеров воздержаться от его приобретения. Знаменательным остаётся и то, что коллекция автографов (записные и рабочие книжки) поэта Константина Дмитриевича Бальмонта, оцененная в 20–30 тысяч фунтов, на том же аукционе была продана за 44 450 фунтов, хотя первоначально лот имел весьма скромные прогнозы российских экспертов. Семь писем Ивана Сергеевича Тургенева на русском языке адресованные писателю и переводчику Александру Федоровичу фон Видерт 1854-1856 и 1874 годов из коллекции Сергея Лифаря были проданы за 4 500 фунтов. Порадовали нас и два книжных аукциона Christie’s, прошедшие 1 и 3 июня. Так 3 июня были выставлены и проданы три автографа Владимира Владимировича Набокова в его книгах: «Защита Лужина» (Берлин, 1930) при нижнем эстимейте в 4 000 продана за 10 650 фунтов, «Камера Обскура» (Париж, 1930) за 8 750 фунтов и «Подвиг» (Париж, 1932) за 5 000 фунтов. Несколько недооценили российские эксперты и подлинник письма Антона  Павловича Чехова к Анне Михайловне Евреиновой, датируемый 8 февраля [1889] с эстимейтом в 2–3 тысячи фунтов и прогнозами не более 5000, он таки был продан 1 июня за 5 250 фунтов. Максимальную же продажу в 97 250 фунтов составил нотный автограф Петра Ильича Чайковского, проданный 3 июня на Christie’s. Похвастался своей  покупкой и один московский коллекционер: им из частных рук было приобретено письмо Льва Николаевича Толстого 17-летней москвичке Лидии Д. Соколовой, датируемое 7 марта 1905 года с конвертом и сопроводительной запиской дочери писателя Марии Львовны Оболенской за 5 500 долларов. Эта находка тем более радостна т.к. о нахождении подлинника до сего дня было неизвестно, но копия письма сохранилась в известных копировальных книгах, хранящихся в музее великого классика русской литературы.
Кудянова рассказала нам также, что «Садок судей II» (СПб., 1913) в любительском тканевом переплёте, но с сохранением издательской обложки, в «Москве» был продан за 106 000 рублей. А вот другое издание начала XX века – первый поэтический сборник кубофутуристов «Пощёчина общественному вкусу» (М., 1913) в состоянии близком к коллекционному в другом московском магазине «Читальный зал дяди Гиляя» продали за 65 000 рублей. А ведь ещё совсем недавно 11 июня 2007 года на торгах Sotheby’s также в хорошем состоянии эта книга ушла за 5200 долларов. Таким образом, мы постепенно возвращаемся к ценам близким к началу 2000-х годов. В 2003 году на аукционе Марии Яковлевной Чапкиной при старте в 350 хороший экземпляр был продан за 1800 долларов.

Некоторое падение цен на авангардные издания мы видим и на западных аукционах. Так, если на русских торгах Sotheby’s 27 ноября 2006 года в Лондоне за теоретическую работу Казимира Севериновича Малевича в оформлении другого видного представителя авангарда Эль Лисицкого «О новых системах в искусстве. [Статика и скорость]» (Витебск, 1919) давали 10 800 фунтов, то на парижских торгах Christie’s состоявшихся 25 июня этого года аналогичное издание было продано только за 4 000 евро. Что уж говорить про причудливую судьбу книги Ильи Зданевича «лидантЮ фАрам» (Париж, 1923). 2 июня 2006 года на Sotheby’s её экземпляр при эстимейте в 10 000-15 000 был продан за  33 600 фунтов, 26 ноября 2008 года тот же аукционный дом продал экземпляр этой книги за 4 750 фунтов. Совсем скромны московские показатели – на аукционе 28 февраля 2009 года в Гелосе, данное издание с автографом автора Вере Ермолаевой в хорошем состоянии ушло с молотка только за 160 000 рублей. Сейчас же на аукционе 25 июня с эстимейтом 6 000-9 000 евро оно вообще не нашло своего покупателя. Впору браться за карандаш и рисовать кривые распределения цен. Стабильный интерес показывает одно из самых гармоничных изданий русского авангарда, книга Владимира Владимировича Маяковского «Для голоса» (Берлин, 1923) в оформлении Эль Лисицкого. И хотя в одном из московских магазинов за коллекционный экземпляр этой книги уже не первый год просят 500 000 рублей, 2 марта 2006 года на аукционе Sotheby’s оно было продано за 3 600 фунтов, в Гелосе 30 августа 2008 года экземпляр в хорошем состоянии стоил 190 000 рублей. На упомянутых уже ранее парижских торгах Christie’s 25 июня этого года, книга также в хорошем состоянии ушла с молотка за 6 250 евро.
По-прежнему в цене остаются папки, а также библиофильские издания высокого художественного уровня, выполненные в XX веке. Так издание «Сказки о царе Салтане» Пушкина (Париж, 1921), экземпляр № 379 в оформлении Натальи Сергеевны Гончаровой в издательском картонажном переплёте был продан в книжном доме «Москва» этой весной за 277 650 рублей, альбом с подписными автолитографиями Анатолия Львовича Каплана «Тевье-молочник» (Л., 1957) нашёл своего покупателя за 196 000 рублей. А уж совсем «сумасшедшие» с точки зрения русского коллекционера показывают уходы альбомы Марка Шагала. 25 июня на парижском Christie’s два тома романа древнегреческого писателя Лонга «Дафнис и Хлоя» (Париж, 1961) формата ин-фолио, экземпляр № 144 из 270 с 42-мя цветными литографиями Марка Шагала при эстимейте в 150 000-200 000 евро был продан за 181 000 евро. Художник работал над ними  между 1957 и 1960 годами, после двух путешествий в Грецию. Представленный экземпляр был одет в подписной синий сафьяновый мозаичный переплёт и футляр работы мастера Поля Боне с инкрустацией из кожи других цветов, что также не могло не порадовать библиофилов.
Похвастаться же продажей качественных литографированных изданий, выполненных в XIX веке, нам так никто и не смог. Быть может, только труд Александра Еромолаевича Волькенштейа «История Лейб-гвардии саперного батальона 1812-1852» (СПб., 1852) с 14-ю листами литографий и карт, приобретённая одним из библиофилов в Петербурге этим маем, в полукожаном переплёте эпохи, в хорошем состоянии за 6 000 долларов будет слабым тому утешением. Зато 10 июня на торгах Sotheby’s «Виды села Влахернского, принадлежащего кн. С. М. Голицыну» (Париж, 1849 ) с литографированным фронтисписом и 21-м литографским видом по рисункам Рауха были продана за 34 850 фунтов, а «Собрание рисунков, изображающих разнощиков в С-Петербурге» (СПб., 1834), 23 из 24-х литографии Карла Петровича Беггрова, без папки 25 июня в Париже ушли за 6 500 евро.

Довольно сильно упали в цене книги подарочного сегмента. Роскошные иллюстрированные издания, которые чаще всего покупают в качестве подарка для знатных особ и лиц, стоящим у власти. Если еще год назад в московских магазинах за вольфовское издание «Библии или священной книги Ветхого и Нового Завета» с иллюстрациями Гюстава Доре (СПб.; М., 1876-1878) (экземпляр в коллекционном виде в цельнокожаном красном издательском переплёте) просили 50 000 долларов, то этой весной нам удалось продать, также близкий к коллекционному экземпляр, всего за 28 000. Более преуспел в продаже подобных книг магазин «Москва»; здесь 86 томов «Энциклопедического словаря» издательства Брокгауза и Ефрона (СПб., 1890-1907) удалось продать за 500 000 рублей. А также возглавляемый опытным экспертом Еленой Валерьевной Горской букинистический отдел магазина “БукинистЪ” на Сретенке: марксовское издание «Мертвых душ» Николая Васильевича Гоголя (СПб., 1900) в издательском полукожаном переплёте в хорошем состоянии они было продано за 140 000 рублей.
В целом, уходя от конкретных примеров, продавцы по привычке больше жалуются на малое количество хороших предложений, высокие цены и стагнацию рынка. Да что и говорить, плох тот продавец, который говорит что у него все хорошо, книгопродавческая народная мудрость гласит «не солгать, так и не продать»!
От фрагментарных примеров попробуем перейти к более системному доступному фактологическому материалу, а именно – результатам российских букинистических аукционов.
Нами рассмотрена деятельность трёх объединений, осуществляющих продажу антикварных и букинистических изданий через аукционы; это – аукционный дом «Гелос», аукционный дом «Империя» и аукционы М.Я. Чапкиной. Анализ проведён на основе каталогов трёх ежемесячных букинистических аукционов прошедших в «Гелосе» 27 марта, 24 апреля и 30 мая текущего года; двух букинистических аукционов, прошедших 28 марта и 16 мая в  «Империи», и двух букинистических аукционов Чапкиной, проведённых 11 апреля и 16 мая.
Из полного перечня всех лотов для анализа нами были выбраны только книги. Печатная графика, фотографии, рукописные документы и листовые издания, которые также присутствовали в каталогах всех перечисленных аукционов, нами не рассматривались.
Итоги аукционных торгов
Всего за рассматриваемый период на аукционы в сумме было выставлено 1201 книга на общую стоимость 14 960 тыс. руб. (по стартовым ценам), из которых было продано 880 позиций. Таким образом, доля проданных лотов (процент ухода) составила 73% от выставленного количества книг. Общий вал продаж за рассмотренный период составил 19 296  тыс. руб. В среднем прирост цены составил 100%, другими словами в среднем предметы уходили в два раза выше стартовой цены. При этом максимальный прирост цены отдельного предмета (в 21 раз) был достигнут при продаже «Библии или книги Священного писания Ветхого и Нового Завета в русском переводе с параллельными местами» (СПб.: Синодальная тип., 1892). На апрельском аукционе в «Гелосе» при старте в 3000 рублей данный экземпляр был продан за 65 000 рублей. Однако, на наш взгляд, данный случай скорее является исключением из правил. Так, рост цены больше чем в десять раз был отмечен при продаже 17 позиций или менее 1,5% от выставленных на торги книг. Как правило, это были  недорогие предметы с первоначальной оценочной стоимостью в диапазоне от 200 от 1500 рублей.
Рост  больше чем в пять раз (но менее 10 раз) был достигнут при продаже еще 60 позиций. Здесь наряду с рядовыми позициями можно выделить две книги, вошедших в двадцатку самых дорогих лотов. Это «Полярная звезда, карманная книжка на 1824-й год» (СПб., 1824): её неплохой экземпляр в полукожаном переплёте эпохи, правда, с утратами фрагментов корешка и полей нескольких страниц при старте в 60 000 ушёл за 320 000 рублей 27 марта на аукционе в «Гелосе». И книга Теофиля Готье. «Эмали и камеи» (СПб., 1914) с автографом, правда, не подкреплённым экспертизой, поэта Николая Степановича Гумилёва своей супруге Анне Андреевне Ахматовой на обороте авантитула, датированным 1 мартом 1914 г. При старте в 20 000 рублей он нашёл покупателя за  140 000 рублей. Пожалуй, определяющим для столь высоко его коэффициента прироста стал тот факт, что предположительные стихотворные строчки Гумилёва ранее не были опубликованы.
Выделим 30 самых дорогих лотов прошедших аукционов (см. Приложение). Сумма их стартов составила 3 205 тыс. рублей, сумма уходов 7 030 тыс рублей. В среднем прирост цены составил 2,6 раза.    Максимальный прирост в 7 раз был достигнут при продаже ранее упомянутой уже книги Теофиля Готье с автографом Н. Гумилёва, минимальный – при продажи в удовлетворительном состоянии первого издания первой части «История Пугачевского бунта» А.С. Пушкина (СПб., 1834), «Путешествие на Восток Его Императорского Высочества государя наследника цесаревича» Э.Э. Ухтомского (СПб., 1893-1897) и четвёртой части журнала «Телескоп» (М., 1831) с прижизненной публикацией А.С. Пушкина.
Тот факт, что высокий прирост цены в большей степени относился к недорогим предметам, говорит о том, что со стороны продавца присутствует экспертная ошибка при оценке данных предметов, а со стороны покупателя – не всегда высокий уровень грамотности в выбранной ими сфере интересов.
Анализ прироста цены в выделенных 30-и самых дорогих книг, на наш взгляд, является неплохим показателем того, что рынок остаётся конкурентоспособным, развивается и имеет потенциал к своему дальнейшему существованию.
В заключение раздела проведем короткий анализ распределения стоимости книг по общей совокупности. Стоимость книг распределилась не равномерно. Выручка от продаж всего количества книг на три четверти была обеспечена продажей 20% самых дорогих книг, она составила 11 512 тыс. рублей что соответствует 60% выручки. Остальные 80% книг обеспечили продажу на 7 783 тыс. рублей, что соответствует 40% выручки.
Этот факт ставит вопрос о правомерности продажи дешёвых изданий. Однако, на наш взгляд, продажа недорогих книг является необходимой, т.к. задача рынка удовлетворять потребности как можно большего количества людей потенциально заинтересованных в покупке и собирательстве букинистических и антикварных книг. Это, безусловно, положительно сказывается на рынке в целом, расширяет его и увеличивая покупательский спрос. Учитывая также, что прирост цен не равномерен, всегда остаётся вероятность ошибки эксперта с определением цены старта, а полноты ценового ассортимента даёт возможность её поправить.

Анализ ассортимента

Перейдем к рассмотрению ассортимента представленных на аукционах предметов. Из общего ассортимента нами были выделены следующие типы изданий: научно-популярный тип, куда мы включили издания по истории, философии, религии; литературно-художественный тип, куда мы включили три вида изданий: моноиздания, собрания сочинений и сборники; издания по искусству, где наряду с теоретическими работами и монографии, также представлены и роскошные подарочные альбомы; детские издания; справочные, информационные и производственные издания. При этом последние три группы изданий объединяет узкая направленность на специалистов самого букинистического рынка: это книжные и букинистические каталоги, прейскуранты на продажу книг, учебные пособия по переплётному мастерству и истории книговедения.
Общее количество, а также сумма выручки, полученная от продажи всех изданий, распределилась следующим образом.

 

Источник: каталоги аукционных домов Гелос, Империя, аукционов М.И. Чапкиной, расчеты автора.

Из приведенных выше данных (см. табл. 1) видно, что наибольшей популярностью у коллекционеров и собирателей книг пользуется литературно-художественный тип изданий, доля книг этого типа в общем количестве проданных книг составила 43%, а суммарный уход в рублях от проданных предметов данного ассортимента составил 5 076 тыс. рублей (26% от выручки). Следующий значительный по объему проданных экземпляров тип изданий – научно-популярный, его доля в уходе составила 33 %, но он обеспечил больший процент выручки, уход в рублях от проданных предметов составил 8 984  тыс. рублей. Издания по искусству, принесли устроителям аукционов 4 712  тыс. рублей (24% выручки), их доля в количестве проданных книг составила 15%. Минимальными по представленности являются детские, справочные, информационные и производственные издания, их общая составляющая в уходе всего 8%, а сумма ухода всего 524 тыс. рублей (3% выручки). Таким образом наиболее прибыльным оказались издания по искусству, со средней стоимостью книги почти в 34 тыс.рублей. А самый широко представленный  литературно художественный тип, к которому относилась почти каждая вторая проданная книжка, оказался менее рентабельным со средней стоимостью книги в 12,9 тыс. рублей.

*    *    *

В заключении хотелось бы отметить, что текущее состояние букинистического рынка можно охарактеризовать как развивающееся в положительном направлении. Книги, продолжают пользоваться популярностью у собирателей и ценителей антиквариата. Это в свою очередь рождает и делает актуальным присутствие новых предложений.
Надеяться, что цивилизованность нашего рынка с каждым годом будет возрастать. Это будет способствовать уменьшению поддельных, частично или полностью, экземпляров, и не всегда компетентной работы экспертов и товароведов. Сделает доступным возможность участия в международных художественных и антикварных выставках и ярмарках не только крупные антикварные организации Москвы и Санкт-Петербурга, но и небольшие провинциальные галереи, увеличит объем научных работ в области антикварного дела.
Первостепенную роль в этом деле, наряду с государством, думаем, должна взять на себя Международная конфедерация антикваров и арт-дилеров России и СНГ (МКААД). В кодексе этой организации говорится о таких важных вещах как: «содействие сохранению культурного наследия»; «разработка и содействие внедрению этических норм и правил на художественном рынке и рынке антикварных услуг» и многом другом. Жаль только, что обосновано судить о деятельности организации мы не можем, поскольку последние публикации на её официальном сайте относятся к апрелю 2007 года. Но, останемся оптимистами, и несмотря ни на что будем вместе работать над развитием букинистического дела в России – самой читающей стране мира.

Приложение. Топ-30 лотов на букинистических аукционах первого полугодия 2009 года.

 

Сафронова К.В.
Руководитель букинистического направления Аукционного дома «Империя»